Макеев Виктор Петрович


В историю ракетной техники и космонавтики вписаны тысячи имен ученых и конструкторов — руководителей и творческих участников создания ракет и космических аппаратов. И только единицам из них удалось основать и достаточно долго развивать существенно новый направления ракетного и космического машиностроения. А направление, в течение десятилетий остававшееся для всего мира неповторимым, выдержавшее конкуренцию других направлений такого же или подобного назначения и неизменно по основным техническим характеристикам серийных образцов превосходившее их, в полувековой истории современного ракетостроения, а возможно, и всего мирового машиностроения известно всего лишь одно—создание в Советском Союзе стратегического жидкостного баллистического ракетного оружия для подводного флота. Это направление основал и в течение тридцати лет возглавлял замечательный ученый и конструктор В. П. Макеев.
Виктор Петрович Макеев родился 25 октября 1924 г. в семье потомственного рабочего знаменитого своей продукцией и революционными традициями Коломенского паровозостроительного завода. Семья Петра Ивановича и Клавдии Васильевны Макеевых жила в поселке имени С. М. Кирова, позднее вошедшем в черту Коломны—старинного русского города, когда-то тягавшегося с самой Москвой. Древние храмы, кремль, витавший над ним дух старины были лишь фоном раннего детства Виктора. Но не они ли повлияли на его характер, сделали патриотом? В соответствии с веяниями времени, подрастая, он все больше увлекался техникой, но не локомотивами, которые, считаясь символом эпохи, царили в Коломне, а самолетами. Сначала «заболел» авиацией отец, переехал в Москву и стал токарем крупнейшего в стране авиационного завода в Филях. При заводе, после расторжения контрактов с Юнкерсом и другими иностранными специалистами, были организованы несколько конструкторских бюро во главе с отечественными конструкторами. Одним из них был В. Ф. Болховитинов. Создателей авиации, занявшей тогда место лидера научно-технического прогресса, отличала устремленность в новое, неизведанное, а у Болховитинова это качество было развито еще сильнее, чем у большинства его коллег. Именно к нему пришел работать чертежником и учиться азам конструирования окончивший в 1939 г. семилетку Виктор Макеев. Его захватила атмосфера творческого поиска, авиационной романтики, явно ощущавшаяся на заводе и, особенно, в КБ. Настал грозный 1941 г. .Виктор эвакуировался не с КБ, а с заводом—в Казань, где ему, как и другим подросткам, пришлось работать по 10—12 часов без выходных, часто засыпая прямо у кульмана. Но и тут молодой человек проявил себя особо, не только перевыполняя задания, но II находя время для ученья. Сдав экстерном экзамены за среднюю школу, он в 1942 г. поступил на вечернее отделение Казанского авиационного института.
Ракета Р-11 была почти во всех отношениях существенно проще, чем разрабатывавшиеся параллельно с ней стратегические ракеты Р-5 и Р-7, но она тоже была первой в своем классе, и проблем с нею было очень много. Их хватало и заместителям главного конструктора В. П. Мишину и А. П. Абрамову; и ведущим конструкторам В. П. Макееву, И. В. Попкову, М. Ф. Решетневу, да и самому С. П. Королеву. Конечно, разработчикам этой ракеты, гораздо более удобной в эксплуатации, чем Р-1, по находившейся несколько в стороне от его устремлений на создание ракет, работающих на жидком кислороде, Сергей Павлович предоставлял все-таки больше самостоятельности, чем тем, кто действовал на основном направлении, однако за все недоработки и огрехи спрашивал со всех одинаково, добиваясь наивысших для своего времени качества и темпов разработок. Макеев всерьез включился в работу над Р-11 на этапе ее подготовки к летным испытаниям весной 1953 г. Испытания поначалу шли очень тяжело: высокочастотные колебания часто приводили к разрушению 8-тонного ЖРД, который никак не хотел работать на недефицитном керосине, не раз преподносили сюрпризы и система подачи топлива с жидкостным аккумулятором давления, и система запуска двигателя, и другие системы. Напряженная совместная работа по преодолению всех этих трудностей и схожесть характеров очень сблизили Виктора Петровича с главным конструктором ОКБ-2 НИИ-88, разработчиком двигательной установки ракеты Алексеем Михайловичем Исаевым и, несмотря на пятнадцатилетнюю разницу в возрасте, сделали их близкими друзьями на всю жизнь.
Как главный конструктор Макеев с самого начала стал уделят? большое внимание научно-исследовательским работам (НИР) по выявлению возможностей совершенствования ракет. Первая же из этих НИР по теме «Урал» позволила выйти с инициативой создания нового сухопутного оперативно-тактического ракетного комплекса Р-17 с вдвое большей, чем у Р-11М, дальностью. С одобрения Королева такой проект был реализован, и комплекс в 1962 г. был принят на вооружение Советской Армии, а затем и ряда зарубежных армии, получив широкую известность под патовским обозначением СС-16 «Скад». Но к тому времени основной специализацией СКВ-385 стали морские ракеты, и серийное производство и дальнейшее развитие Р-17 было передано в г. Воткинск.
Поскольку характеристики первого отечественного морского ракетного комплекса были очень скромными и дальность полета ракеты Р-11ФМ более чем на порядок уступала дальности создававшейся в США баллистической ракеты для подводных лодок (БРПЛ) «Поларис», перед НИИ-88 сразу же после первых пусков Р-11ФМ с подводной лодки в 1955 г. была поставлена задача разработать морские ракеты с увеличенной дальностью полета и начать экспериментальные исследования возможности их пуска из-под воды. Эскизные проекты таких БРПЛ Р-13 с дальностью 560 км и Р-15 с дальностью 1000 км были выполнены в ОКБ-1 НИИ-88 под руководством С. П. Королева, а затем в связи с необходимостью его разгрузки тема была передана в ОКБ-586 (г. Днепропетровск), руководимое М. К. Янгелем. Но тут снова проявляется неординарность Макеева: зная, что у днепропетровцев тяжело идут работы над основными для них стратегическими ракетами наземного базирования и Янгель тяготится дополнительным заданием, Виктор Петрович договаривается с Михаилом Кузьмичом взять разработку Р-13 на себя. Такой шаг Не сразу был понят и одобрен руководством, и только год спустя, 31 августа 1958 г., вышло постановление правительства, по которому «в целях разгрузки ОКБ центра и быстрейшего развертывания и укрепления опытно-конструкторской базы но ракетам на Урале» работы над морским комплексом с ракетой Р-13 официально были возложены на СКВ-385 во главе с В.П. Макеевым как на головную организацию, а главным конструкторам С. П. Королеву, Н. А. Пилюгину и В. П. Бармину было предписано обеспечить СКВ-385 и его уральским смежникам техническую помощь в разработке этого комплекса. И такая всесторонняя, включая кадровую, поддержка опытных коллективов в сочетании с молодым энтуазиазмом уральцев в конечном счете привели к успеху.
Вернуться на предыдущую страницу >