Косберг Семен Ариевич


Cемен Ариевич Косберг, видный советский конструктор, создатель авиационных и ракетных двигателей, родился 14 октября 1903 г в г. Слуцке Минской губернии в семье кузнеца-кустаря. С 1917 по 1919 гг. Косберг учился в Слуцком коммерческом училище, с 1919 по 1925 гг. работал кузнецом и слесарем в кузнице отца и одновременно с 1922 по 1924 гг. занимался на вечерних общеобразовательных курсах, где получил среднее образование; с 1925 по 1926 гг. служил в Красной Армии; после демобилизации работал слесарем на фабрике имени С. Халтурина в г. Ленинграде; с 1927 по 1929 гг. учился в Ленинградском политехническом институте, а затем в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 г. В 1931 г. С. А. Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошел путь от инженера-конструктора до начальника крупного исследовательского отдела, занимавшегося вопросами создания системы непосредственного впрыска (НВ) топлива в головки цилиндров авиационных моторов.
В 1936 и 1937 гг. в издании ЦИАМа «Авиадвигатель» появляются первые статьи С. А. Косберга о впрыскивающей СПТ для бензиновых двигателей. В 1939 г. в сборнике «Техника воздушного флота» печатаются очередные статьи, посвященные особенностям агрегатов НВ. К 1940 г. были решены вопросы создания систем автоматики и регулирования агрегатов НВ, а также технологии их изготовления. Применение системы НВ при работе авиационных двигателей давало возможность достичь увеличения их мощности, повышения экономичности, улучшения эксплуатационных качеств (возможности запуска при низкой температуре, приемистости, устойчивости функционирования при малых оборотах и на больших высотах), надежной работы при боевых эволюциях самолета. Эти преимущества систем питания топливом путем его непосредственного впрыска перед известными послужили основанием для их разработки и внедрения в авиационную промышленность.
В 1941—1954 гг. иод руководством С. А. Косберга помимо агрегатов НВ было разработано и передано в производство 10 типов серийных и 17 типов опытно-экспериментальных форсунок для авиационных моторов, 31 тип рабочих и 4 типа пусковых форсунок для реактивных двигателей 18 наименований. По окончании войны в 1946 г. ОКБ было перебазировано в г. Воронеж и стало именоваться ОКБ-154. К этому времени на смену поршневым двигателям пришли реактивные: ОКБ, продолжая работы над агрегатами НВ, начало разработку агрегатов топливной аппаратуры для турбореактивных и турбовинтовых двигателей генеральных конструкторов В. Я. Климова, А. М. Люльки, А. А. Микулина, П.А. Соловьева, А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова. Создавались и внедрялись в серийное производство топливные форсунки, регуляторы подачи топлива в форсажную камеру, системы управления и регулирования двигателей, топливные фильтры, масляные флюгерные насосы и многие другие системы и агрегаты.
В 1957—1960 гг. был создан ЖРД РД-0200 с регулируемой тягой от 6 до 0,6 тс, работающий на самовоспламеняющихся компонентах топлива (окислителе АК-27И и горючем ТГ-02) для второй ступени ракеты генерального конструктора С. А. Лавочкина. Разработка велась совместно с ОКБ-2 ГКОТ (Государственного комитета оборонной техники) главного конструктора А. М. Исаева, что положило начало тесному творческому сотрудничеству обоих коллективов и их главных конструкторов. Отработка двигателя была завершена силами коллектива ОКБ-154. Впервые в стране был создан ЖРД с десятикратным регулированием тяги. Он успешно прошел летные испытания и был передан в серийное производство. В 1959—1960 гг. разработан ЖРД РД-0201 с регулируемой тягой от 6 до 3 гс, работающий на самовоспламеняющихся компонентах топлива (окислителе АК-27П и горючем ТГ-02) для зенитной ракеты генерального конструктора П. Д. Грушина. Успешные работы по созданию ЖРД укрепили авторитет ОКБ в этой области.
С. А, Косберг неизменно сочетал конструкторскую деятельность с научной и общественной работой. Он был делегатом XXII съезда КПСС, членом которой состоял с 1929 г., неоднократно избирался членом обкома КПСС. Много времени и внимания Семен Ариевич уделял подготовке научных кадров: будучи доктором наук, руководил группой аспирантов Политехнического института на кафедре двигателей, имел ряд опубликованных научных работ и изобретений, воплощенных в разработанные конструкции. С. А. Косберг основал КБХА, выпестовал коллектив, указал ему путь к творчеству, научил бороться и созидать. На фундаменте, заложенном С. А. Косбергом, коллектив КБХА построил прекрасное здание, создавая научные и технические разработки для космических исследований, народного хозяйства и обороны страны. Имя ученого широко известно всем коллективам, принимающим участие в работах, связанных с авиационной и ракетной техникой. Память о С. А. Косберге увековечена — его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
Вернуться на предыдущую страницу >